Это – НЕ христианство! (Ч.22)
Русская церковь при коммунистическом режиме. Атеизм. Состояние церкви наших дней.
Уходил в историю 1917 год. На устах всех россиян было сладкое слово «свобода». Царская семья была арестована, дворяне и богатеи были разогнаны, рабочий класс во главе с большевиками стал у власти. Одним из первых законов советской власти был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь потеряла финансовую и политическую поддержку государства. Это был очень тяжелый удар по духовенству. Для других же российских религиозных групп была объявлена амнистия по всем религиозным делам, были сняты все религиозные ограничения. Упомянутый выше декрет содержал ясные и недвусмысленные положения, запрещающие любой вид преследований по религиозным мотивам, гарантируя полную свободу. Православные христиане были поставлены в равные условия с другими верующими.
Однако жизнь в России с каждым днем ухудшалась: надвигался голод, встали многие заводы, крестьяне прятали хлеб, армия рассыпалась, повсюду вспыхивали антибольшевистские выступления. Страна погружалась во мрак и хаос. Летом 1918 г. началась гражданская война, Россия покрылась сетью фронтов. Миллионы русских солдат нужно было кормить, одевать и вооружать – и это только для того, чтобы они убивали друг друга. Страна, захлебнувшаяся в 1917 г. от избытка свободы, очень скоро почувствовала жесткую хватку новой власти. В. И. Ленин все чаще и чаще подстегивал, напоминал, устраивал разносы за всякую медлительность и мягкотелость. Тон его телеграмм и распоряжений становится чрезвычайно жестоким и безжалостным. Например, Ленин телеграфирует в Пензу: «Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев, сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». Созданная Всероссийская Чрезвычайная комиссия получила по предложению Ленина права внесудебной расправы. Эти всесильные органы имели полномочия арестовывать, вести следствие, выносить приговоры и приводить их в исполнение. С 1917 по 1922 г. было расстреляно 1 млн. 800 тыс. человек.
В августе 1917 г. состоялся Первый Всероссийский поместный собор православной церкви, на котором было восстановлено патриаршество. На патриарший престол был избран митрополит Московский Тихон (1865-1925). Патриарх выступил против декрета об отделении церкви от государства, призвал народ к прекращению кровопролития. Далее Тихон предал анафеме большевиков и вместе с тем послал просфору и свое благословение в Екатеринбург отрекшемуся от престола императору Николаю II. После этого из Москвы последовала телеграмма о расстреле царской семьи; последний император, его жена и дети были расстреляны.
Таким образом, полностью сбылись предостережения В. Соловьева, к которым Николай II не прислушался в свое время. Многие религиозные люди России в недоумении задавали себе вопрос: «Как могло все это случиться? Куда делась позолота единого русского православного народа? Как могла в одночасье залить кровью всю страну гражданская война, если все были добрые православные? Неужели же все это смогла сделать лишь кучка «бесов»?». Во многом на эти вопросы ответом были слова одного красногвардейца, похвалявшегося сотоварищам своими убийствами. Когда же благонравный человек, слышавший рассказ распоясавшегося воина, остановил его гневным возмущением: «Замолчите! Неужели Вы никогда не ходили в храм и не слышали Евангелие?», то услышал ошеломляющий ответ: «Да разве нам в храме Евангеля читали? Нам только крышку его целовать подавали». В этих циничных словах был исчерпывающий ответ. Кто со сладострастием разрушал храмы, в которых крестили, отпускали грехи и венчали их, их отцов и дедов, - не сыны ли господствующей церкви? На поверке жизни оказалось недостаточно религиозного фанатизма с биением себя в грудь – «я православный!», когда подлинным богом была водка. А водка стала богом потому, что не было в душе Бога. Можно иметь все: традиции, историческую религию, обряды, национальную гордость, но не иметь христианского духа. Христианского духа во многих душах русских людей не оказалось.
В 1921 г. в стране был большой неурожай и случился страшный голод. Советская власть издала декрет об изъятии церковных ценностей и распродажи их в пользу голодающих. Патриарх Тихон категорически отказался признавать этот декрет и вскоре выпустил свое послание с призывом скрывать ценности. Эта позиция привела к печальным последствиям как для самого патриарха, так и для православной церкви. Церковь оказалась втянута в острейший конфликт с государством. Десятки тысяч православных священников были расстреляны. Вдобавок к репрессиям коммунисты сделали то, что никто другой не осмелился бы сделать – открыть все гробы со святыми мощами. Эти вскрытия проводились официально, в законном порядке. Не для надругательства, а чтобы подтвердить или отвергнуть утверждение православной веры. В каждом городе, где были церкви или монастыри с мощами, назначались специальные комитеты из епископов, священников, представителей народа, суда и милиции. Каждый гроб открывался священниками в присутствии епископа. После открытия в специальном протоколе описывалось содержание каждого гроба, под протоколом подписывались все присутствующие. Таков был приказ правительства. Каковы же были результаты? Во всех случаях были найдены предметы совершенно отличные от тех, во что верил народ и чему он поклонялся. Не было совершенно сохраненных тел Святых, а только кости. Когда открывали гробы, то люди были допущены в церкви, чтобы смогли убедиться во всем самостоятельно: все то, что считалось нетленным, поистине истлело. Чтобы избежать осуждения в обмане, некоторые священники рассказывали различные истории. Как, например, о том, что когда Святые увидели приближающихся атеистов – они изменили себя в мощах. Сами улетели на небо, оставив только кости.
В это время конфликта церкви и государства появился обновленческий раскол. Среди духовенства православной церкви появилась группа прогрессивных священников, которые назвали себя «обновленцами». Они стали в оппозицию патриарху Тихону. Коммунисты поддержали обновленцев, одобряя их действия неповиновения. Лидерами обновленцев были священники Красницкий и Введенский. Протоирей Введенский (впоследствии митрополит) имел большую популярность в обществе за удачные выступления в частых диспутах с материалистами и атеистами. Вопреки прямому запрещению патриарха, он один из первых сдал драгоценные предметы из своего храма на нужды голодающих. Когда советское правительство обратилось к гражданам с призывом о помощи, Введенский произнес перед своими прихожанами – питерцами горячую проповедь о муках голодающего народа и первый положил свой серебряный наперстный крест на блюдо «Помгола». Позицию Введенского разделяли многие священники, некоторые вошли в дружеские отношения с евангельскими христианами. Председатель Союза евангельских христиан Проханов обратился с воззванием к иерархам православной церкви, в котором было сказано, что евангельские христиане прощают своих православных преследователей и что наступило время для православных священников начать национальную евангельскую реформу. Это воззвание было отпечатано в количестве 100 тыс. экземпляров и разослано по всей России духовенству православной церкви.
Лидеры обновленцев явились к патриарху, который был под домашним арестом, и потребовали, чтобы Тихон отказался от своих полномочий за вину вовлечения церкви в конфликт с государством. После некоторого раздумья патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти одному из своих высших иерархов. Сторонники реформ образовали «Живую церковь». Реформа предполагала упрощение богослужения и его освобождение от языческих наслоений; переход с церковно-славянского на русский язык; вовлечение мирян в богослужение. Все наносное и формальное убиралось из церковной жизни. Введенский настаивал на ликвидации монашества, на введении женатого епископата, на разрешении духовенству вступать во второй брак. Он предлагал допустить выборы духовенства прихожанами, разрешить священникам носить светское платье, бриться, стричь волосы.
Вскоре Введенский разошелся во взглядах с Красницким, вышел из «Живой церкви» и возглавил «Древнеапостольскую церковь».
В 1923 г. прошел Второй поместный собор православной церкви. Три четверти его делегатов составляли обновленцы. Собор объявил о низложении патриарха Тихона и ликвидации патриаршества. Но Тихон обратился в Верховный суд с раскаянием, а затем через газету «Известия» призвал духовенство и верующих «являть примеры повиновения существующей гражданской власти в соответствии с заповедями Божиими». Это означало, что православная церковь отказывается от политики конфронтации с властями. Суд объявил об освобождении патриарха из-под ареста. Едва патриарх оказался на свободе, как сразу началось быстрое ослабление обновленцев. Тихон отменил все решения Второго поместного собора, а самих обновленцев предал проклятию и отлучению. Церковные иерархи стали возвращаться под власть патриарха. Сложилась поразительная ситуация: обновленцы занимали официальные руководящие посты, им принадлежало значительное число приходов, однако храмы их оставались пустыми. Обновленческие священники, в силу своей подчеркнутой светскости и отсутствия в них благостности, не имели большого авторитета. Самого Введенского, даже во время поста, можно было встретить на концертах и вечерах. Он любил общество дам, и галантно целовал им руки. Широкие массы верующих не пошли за обновленцами.
В 1925 г. умер патриарх Тихон, что послужило причиной быстрого разрастания смуты. Многие православные епархии объявили себя автокефальными. В центральном управлении царил полный разброд. Съезжаясь между собой, епископы объявляли главой церкви то того, то другого иерарха. В одно время существовало 13 патриарших местоблюстителей. Для православной церкви настали трудные времена разделений.
Российская православная церковь за границей (РПЦЗ) организовалась в отдельную церковь в 1921г. на соборе в Югославии. Церковь находится в молитвенном и евхаристическом общении с РПЦ. С 1991г. началось активное создание приходов и епархий РПЦЗ в России.
Истинно православная церковь (ИПЦ) возникла из числа приходов, не принявших большевистские убеждения. В 1927г. ИПЦ отмежевалась от Московской патриархии, перейдя на нелегальное положение. Условия существования были строгими: клятвенное обещание при вступлении в общину о неразглашении тайны церкви; члены общины знали только своего священника, священник – только своего епископа. Члены ИПЦ отказывались вступать в колхозы, служить в армии, участвовать в выборах. Ныне существует несколько течений ИПЦ.
Российская православная кафолическая церковь (РПКЦ) отличается от РПЦ в следующем: непризнанием Раскола 1054г.; восстановлением древнего служения диаконис; непризнанием обязательности храмового иконостаса и безбрачия высшего духовенства. В 1994г. создан и зарегистрирован Синод РПКЦ.
Для евангельских церквей с момента отделения церкви от государства наступил благоприятный период. Коммунисты знали, что при царском режиме сектанты были гонимы, приравнивали их к угнетенному сословию и старались воздержаться от политики преследования. В некоторых местах проповедники-евангелисты показывали удостоверения, выданные Советами, и им немедленно оказывалась помощь в аренде больших залов, в развешивании этих объявлений на улицах. В случае закрытия богослужения местной властью посылалась телеграмма в Москву. После чего приходило разрешение правительства и богослужение возобновлялось. Сам Ленин с Бонч-Бруевичем (экспертом по сектантам) относились к евангельским христианам очень дружелюбно и даже собирались сотрудничать с ними в деле построения социализма. Кроме того, правительство было заинтересовано в их успехе как дополнительном средстве борьбы с православной церковью, т.к. прирост евангельских церквей естественно происходил за счет бывших православных верующих. В 1919 г. даже вышел декрет, разрешающий евангельским христианам избирать альтернативную службу.
Многие лидеры евангелического движения подхватили идею христианского социализма. Они организовывали по всей стране сельскохозяйственные коммуны. У Проханова даже была мечта построить свой «Город Солнца» под названием Евангельск, который должен был стать образцовым городом братской любви. Его поддержали официальные власти и даже пообещали финансовую помощь. Однако все эти земные устроения некоего Царства Божьего ожидал крах. Мудрые пастыри понимали, что наступивший благоприятный период не может быть длительным при правителях-атеистах. И потому призывали к небесному труду, говоря: «Трудитесь, пока не настанет ночь».
Пробуждение в России началось в 1920 г. с момента возвращения военнопленных после Первой мировой войны. В это же время в России зарождается пятидесятническое движение. Правда, первые христиане, крещеные Духом Святым, появились уже в 1913 г., в результате проповеди миссионеров Швеции и Финляндии. Принявших их учение называли «единственниками», ибо они отрицали ипостаси Сына и Св. Духа. Из-за этого заблуждения движение было слабым и малочисленным. Общины пятидесятников – единственников организовались в Союз евангельских христиан в Духе Апостолов. Во главе стали Смородинов Н. и Иванов А.
Центром зарождения нового движения стал юг Украины. Отсюда пятидесятническое движение разлилось по всей России. Проповедником был И. Е. Воронаев.
Шло время. Кто имел уши и услышал-пришел в церковь. Кто слышал и не отдал своего сердца Христу – ожесточился. Для руководителей евангелического движения начинается пора организационной работы по выработке вероучения и по сплочению церквей. Руководители евангельских христиан и баптистов стали подготавливать вопрос об объединении Союзов. Однако их слиянию серьезным препятствием служили следующие богословские разногласия:
1) следует ли совершать возложение рук на новокрещенного;
2) следует ли рукополагать пресвитеров и диаконов;
3) является ли совершение хлебопреломления исключительной прерогативой рукоположенного пресвитера.
Евангельские христиане считали все эти обряды необязательными, за что баптисты за глаза называли их Союз борделем. К тому же объединению мешала «мышиная возня»: многие баптистские лидеры боялись, что руководителем объединенного Союза станет Проханов, и будет проводить свою линию. Но самым большим разногласием оказалась проблема церковной дисциплины. У баптистов отлучение или выход из Союза регламентировался строгими правилами и инструкциями. Евангелисты имели более свободные и снисходительные требования по данному вопросу. А тут еще во многом данную несговорчивость обострили случаи ухода баптистов к пятидесятникам. Проханов, не проявив терпения, сказал, что он не умрет до тех пор, пока не сломит сопротивления Союза русских баптистов. После чего в 1925 г. баптисты объявили о полном разрыве с Союзом евангельских христиан, перечислив 80 пунктов разногласий в вероучении.
В конце 20-х годов советское правительство через ОГПУ оказало сильнейший нажим на руководство евангелического движения с целью отказа от христианского пацифизма. Под угрозой закрытия легальной деятельности баптисты, евангельские христиане и пятидесятники приняли постановление об обязательном участии христиан во всеобщей воинской повинности наравне со всеми гражданами. Что фактически являлось отступление от первоначальной веры на основании доброй совести, в угоду политике. Однако множество церквей указанных деноминаций отвергли это решение.
В отчете ОГПУ тех лет отмечалось: «Наиболее заметный рост сектантства в России начался со времени революции. Причины, способствующие развитию такового, заключались, главным образом, в предоставлении сектантам права на освобождение от военной службы по религиозным убеждениям, с него и нужно было начать работу по сектантству.
Приступив вплотную к этой работе и поставив себе задачей заставить сектантов признать для себя обязательной военную службу в Совроссии, необходимо лишить их единства организации и тем самым приостановить рост сектанства. Избрав для этого наиболее удобный и благоприятный случай – привлечение руководителя одной многочисленной секты Евангельских христиан Проханова за распространение антимилитаристского воззвания «Голос Востока» - нам удалось в процессе этого привлечения склонить его признать военную службу обязательной для евангелистов. С каковой целью он совместно с другими пятью видными Евангелистами и написал в этом духе послание. Этим был сделан первый сдвиг сектантов с антимилитаристской позиции… Евангелисты и баптисты военную службу Советской России признали для всех своих членов обязательной и тем самым произвели внутри себя раскол. Это явление, несомненно, послужит, прежде всего, прекращению роста сектантства и толкнет их к моральному разложению.
Все остальные секты, как-то: молокане, адвентисты и т.д., менее интересовали нас, ибо они малочисленны… но очередь, несомненно, дойдет и до них» (ЦПА).
У адвентистов по вопросу издания декларации о лояльности к правительству произошел раскол. Те, кто отказался подписать декларацию, получили название адвентистов-реформаторов – они подверглись гонениям. Руководил ими способный и мужественный Владимир Шелков. В 1979 г. власти предприняли попытку искоренить адвентистов-реформаторов, устроив на них самое жестокое гонение; 83-летнего Шелкова отправили в узы, где он и скончался.
Верными пацифизму остались меннониты. Церковь меннонитов приняла на себя столь сокрушительный удар, что от нее осталось только название. За 1923-29 гг. около 20 тыс. меннонитов эмигрировало в Канаду и Южную Америку. Большинство меннонитских семей состояло только из матерей и детей, отцы которых исчезли, когда они были еще совсем маленькими. Эти дети, пережив лихолетье и по 10 лет лагерей, почти не получили образования, так что образованный меннонит стал большой редкостью. Кроме того, на меннонитах долгое время стояло клеймо «немцев», «фашистов» (хотя их корни скорее голландские, чем немецкие). Их основной догматический принцип – отказ брать в руки оружие – выжигали из них каленым железом. В сороковые годы менонитские общины практически были истреблены под корень. Некоторым менонитам удалось укрыться «под зонтиком» зарегистрированных баптистов.
Однако компромисс христианского руководства с атеистическими властями не сохранил легальную жизнь евангелических союзов. Наступало время гонений.
Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы… Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. И закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. (Деяния 7:51-52,Деяния 7:54,Деяния 7:57-58)
Следующая часть: Это – НЕ христианство! (Ч.23)