banner1

Войти
A+ A A-

4-я Маккавейская глава 1

Книга
Глава
1
Намереваясь предложить любомудреннейшее слово, – господствует ли над страстями благочестивая разсудительность, – я искренно советовал бы вам усердно внять сему любомудрию.
2
Ибо сие слово вполне нужно для знания, и кроме того содержит похвалу такой величайшей добродетели, какова мудрость.
3
Итак оная разсудительность сдерживает ли страсти, кои препятствуют воздержанию, как то чревоугодие и похотливость;
4
и овладевает ли страстями, воспящающими справедливость, например злонравием, и страстями, кои запинают мужество, как то гневом и огорчением и страхом.
5
Но почему она, быть может, возразят некоторые, не может совладеть с забывчивостию и неведением, если господствует над страстями? Такое возражение пригодно лишь для смеха.
6
Ибо оная разсудительность сдерживает не свои страсти, но те, кои противодействуют справедливости, мужеству, воздержанию и благоразумию, да и их сдерживает не для того, чтобы уничтожить их, а для того, чтобы не поддаться им.
7
Оттуда и отсюда я доказал бы вам, что оная разсудительность самодержавствует над страстями,
8
Но гораздо лучше я докажу это доблестию умерших за добродетель, Елеазара и седьми братьев и матери их.
9
Ибо все они, даже до смерти презрев мучения за законы Бога, и самую жизнь презрев ради благочестия, доказали, что оная разсудительность сдерживает страсти.
10
Добродетели вызовут меня хвалить этих мужей, в настоящее время умерших вместе с матерью за благочестие: а уважение заставит меня ублажить их.
11
Ибо они, своим мужеством и терпением удивившие не только всех людей, но и самих мучителей своих, были причиною того, что прекратилось тиранство над народом; они победили тиранна терпением, так что ими освободилось и очистилось отечество.
12
Но наперед да будет позволено мне, начавшему прямо с предложения, как это обыкновенно я делаю, отвечать на оный вопрос, а потом я буду говорить о сих мужах, дав славу всепремудрому Богу.
13
И так спрашиваем: сдерживаются ли страсти разсудительностию?
14
И разсматриваем: что такое разсудительность? и что страсть? и сколько видов страстей? И все ли оне сдерживаются разсудительностию?
15
Разсудительность есть ум, по правой причине всему предпочитающий житие, направляемое мудростию.
16
Мудрость же есть знание божеских и человеческих предметов и причин их.
17
Она же есть изучение закона, посредством котораго (изучения) мы божественное узнаем благоговейно, а человеческое охотно.
18
А видов мудрости четыре: благоразумие, справедливость, мужество и воздержание.
19
Важнее всех их благоразумие, посредством котораго разсудительность сдерживает страсти.
20
У страстей же суть два свойства общия: наслаждение и огорчение: и то и другое бывает у тела и у души.
21
При том, много существует страстных спутниц наслаждения и огорчения.
22
Так, пред наслаждением бывает пожелание, а после наслаждения веселие,
23
пред огорчением же страх, а после огорчения печаль.
24
Страсть же, общая наслаждению и огорчению, есть раздражительность, когда кто обдумает: что ему выпало.
25
Так же к наслаждению примешивается и злокачественное расположение души – страсть из всех страстей разнообразнейшая:
26
в душе – гордость, и сребролюбие, и славолюбие, и сварливость, и недоверчивость, и злоречие:
27
в теле – пир на весь мир, обжорство, и еда в одиночку.
28
А так как наслаждение и огорчение суть вырастания тела и души; то и отростков сих вырастаний много.
29
Но каждый из них то подчищает, то отсекает, то сочетавает, то орошает и всячески обработывает всевозделывающая разсудительность, и так улучшает нравы и страсти.
30
Ибо разсудительность – добродетелям вождь, а страстям самодержец. И так суди, сперва, по делам, воспящающим воздержание, что разсудительность господствует над страстями.
31
Воздержание есть преобладание над пожеланиями.
32
А из пожеланий одне суть душевныя, а другия телесныя. Но те и другия сдерживает разсудительность.
33
Ибо почему мы, порываясь к запрещенным снедям, воспрещаем себе наслаждение ими? Не потому ли, что разсудительность сильна одолеть позывы к ним? По этому, я думаю.
34
Так, мы желая рыб и птиц и четвероногих, и всяких снедей, запрещенных нам, по закону воздерживаемся от них при помощи сдерживающей разсудительности.
35
Ибо страстные позывы умеряются изгоняющим их трезвенным умом: а все движения тела обуздываются разсудительностию.