banner1

Войти
A+ A A-

4-я Маккавейская глава 2

Книга
Глава
1
И удивительно ли, если пожеланиям души соединиться с красотою делается отказ?
2
Ведь, за то и восхваляется целомудренный Иосиф, что разсудительностию и размышлением воздержался от любострастия.
3
Ибо, будучи юн и цветущ, разсудительностию остановил страстное стремление к соединению.
4
Но разсудительность удерживает не только стремление к любострастию, но и всякое пожелание.
5
Потому-то закон и говорит: не пожелай жены ближняго твоего, ни всего, что есть у ближняго твоего.
6
А когда закон сказал, чтобы мы даже не пожелали; то мне легко убедить вас в том, что разсудительность может сдерживать пожелания так же, как и те страсти, кои запинают справедливость.
7
Ибо каким образом кто либо привыкший есть в одиночку, или чревоугодник, или пьяница, исправляется, ежели не верно то, что разсудительность господствует над страстями?
8
Хотя бы сребролюбив кто был, но, живя по закону, тотчас побуждает себя одолжать нуждающихся без лихвы, а долг срочных недель отлагать.
9
Хотя бы бережлив кто был, но, уважая закон, удерживается от налога на плоды во время жатвы, и от руги с виноградников. Да и от других можно узнать, что разсудительность сдерживает страсти.
10
Так, она сдерживает благосклонность к родителям, уважая закон, не продающий добродетели их ради;
11
сдерживает и любовь к супруге, обличая ее за неверность,
12
сдерживает и любовь к детям, наказывая их за худое поведение, ограничивает и снисходительность к друзьям, обличая их за лукавство.
13
И не считайте странным, ежели разсудительность сильна сдерживать и вражду по закону,
14
не подрубая у врагов плодоносных растений, а некоторыя уже срубленныя у них сберегая, повалившияся же поднимая.
15
Разсудительность сдерживает даже насильственнейшия страсти, как то, любоначалие, и тщеславие, и гордость и превозношение и злоречие.
16
Все такия злонравныя страсти трезвый ум, стремясь к добру, сражает и подавляет, как и гнев; ибо господствует он и над ним.
17
Так Моисей, разгневанный на Дафана и Авирона, не по гневу нечто сделал против них, а самый гнев умерял разсудительностию.
18
Ибо может трезвый ум, как я сказал, одолевать страсти, и одне из них умерять, а другия и уничтожать.
19
Почему всемудрый отец наш Иаков винит бывших с Симеоном и Левием за то, что они по безразсудству внезапно избили Сикимитов, говоря: «проклят гнев их».
20
Если бы разсудительность не могла сдерживать гнева; то он не сказал бы сего.
21
Когда Бог создал человека словом Своим; тогда насадил в нем страсти и нравы,
22
и тогда же над всеми ими воцарил священнаго вождя, ум с внутренними чувствованиями,
23
и дал ему закон, которым руководясь он станет царствовать трезвенно и справедливо и милостиво и мужественно.
24
Как же, скажет кто либо, разсудительность не совладевает с забывчивостию и неведением, ежели она сдерживает страсти?