Это – НЕ христианство! (Ч.11)
Великое пробуждение
Наступивший XIX в. родил новую религию, а точнее отсутствие всякой религии – научный атеизм. Как некогда Лютер был своего рода «апостолом Реформации», так и другой немец Людвиг Фейербах (1804-1872) явился «апостолом атеизма». Фейербах нанёс живой христианской вере самый сильный удар за 1800 лет. Он высказал новый философский взгляд на религию, который приняли многие люди: «Религия – это иллюзия человека. Углубиться в изучение себя – вот чем надлежит заняться человеку».
Эту теорию взял на вооружение другой немецкий философ-революционер Карл Маркс (1818-1883), который пошёл дальше Фейербаха. «Человек выдумал Бога оттого, что он экономически угнетён, считал Маркс – свергнуть иго, сломать господствующий строй, и Бог станет неинтересен». Экономика ставилась им во главу угла, его «церковью» был пролетариат – «…у пролетариата нет национальности, нет веры, нет отечества». Многие образованные люди поддались учению Фейербаха и Маркса.
Ещё одним утверждением атеизма явилась книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859 г.). Дарвин предположил, что все живое на Земле явилось итогом длительной эволюции (развития), что все сложные организмы (животные) развились из простейших. Дарвин не отрицал Бога, но он не считал Бога Творцом всего. В следующей работе «Происхождение человека» Дарвин уже не оглядывается на Библию, собирая факты предполагаемого родства человека и животных.
В конце XIX века очень большую силу начал набирать атеизм. Простые городские жители, рабочие становились сторонниками атеизма. Стали отходить от Церкви образованные люди. Храмы медленно, но верно пустели. Атеизм постепенно разрушал веру в спасение и благодать Иисуса Христа, заменяя её верой в Природу. Под Природой понималась безличная сила, действующая по неким вечным законам, прочее объявлялось выдумкой. В наступающем ХХ в., с его двумя страшными Мировыми войнами, большинство городских жителей относятся к Церкви равнодушно и с насмешкой.
Но Бог поругаем не бывает. Пока атеизм опустошал государственные церкви, много радостных событий происходило в свободных церквях. Миссионерская работа и пробуждение народов Африки и Азии в XIX в. были тесно связаны с пробуждением европейских и американских церквей. В Северной Америке десятки тысяч людей приходят ко Христу в пресвитерианских, баптистских и методистских церквях. Это обращение людей названо в истории Великим пробуждением.
Чарльз Сперджен (1834-1892)
, англичанин, был самым благословенным проповедником Евангелия своего времени. Сперджен как никто иной понимал необходимость Божьего присутствия в служении. Он говорил: «Не талант, а облечение Богом свыше необыкновенною силою побеждает. Мы нуждаемся в особенной благодати, а не в особенных способностях. Умственная способность может привлечь толпу, но лишь духовная сила может спасать души».
Георг Мюллер (1805-1898) был избран Господом к иному служению. Мюллер, ревностно трудясь, желал прославить Бога: он проповедовал Евангелие евреям, преподавал в библейских кружках, раздавал пищу на улице бездомным детям. Он часами изучал Библию, молился и рос в вере. С каждым годом его сердце все больше и больше склонялось к беспризорным детям, к детям-сиротам, чтобы облегчить их страдания, открыть их загрубелые сердца для Иисуса Христа. И вскоре он просит помощи Господа в строительстве детского дома. Мюллер никогда не искал покровительства сильных мира сего, он всю надежду возлагал на помощь Божью. И от этого правила он никогда не отступал. Иногда Господь заставлял его долго ждать, но никогда не оставил его.
По воле Господа на пожертвования людей этот муж веры построил 5 детских домов на 2 тыс. мест для сирот. Тысячи детей Англии были спасены от голода, смерти и греха, обретены Иисусом Христом. Никогда в мире не плакало такое множество сирот, как около гроба своего любимого учителя и отца, провожая Г. Мюллера в последний путь.
С 1904 г. началось служение Эвана Робертса. Годы молитв и слез за погибающих людей, за отступничество церквей от веры принес Господу этот простой человек, проживающий в одном из английских шахтерских городов, и был услышан Господом. Начавшееся пробуждение, названное Уэльским, масштабы которого трудно вообразить – к Иисусу Христу приходили тысячи людей – охватило весь мир. Редкая доселе благодать была явлена в различных силах Духа Святого, в освобождении людей от власти сатаны. Только за полгода труда Э.Робертса покаялись и обратились к Богу 152 тыс. человек.
***
Образование американских церквей связано с открытием Колумбом Американского континента и началом Реформации. Христианские общины новых конфессий, которые породила Реформация, перебирались через Атлантический океан в надежде обрести свободу вероисповедания на новых землях. Англикане, пуритане, квакеры, баптисты, позже пресвитериане, моравские братья, методисты составили христианский мир Северной Америки.
Южная Америка фактически была канонической территорией Римско-католической церкви. Служение миссионеров протестантских миссий здесь началось лишь в XIX-XX вв., тогда же появились здесь и евангельские церкви.
Всем колонистам в американских колониях (штатах) была понятна необходимость соблюдать религиозную терпимость друг к другу. Англиканская церковь первоначально имела статус государственной церкви в некоторых штатах, но вскоре и англикане начали поддерживать полную свободу вероисповедания.
С начала XVIII в. медленно, но повсеместно началось оживление жизни местных церквей, которое затем переросло в Великое пробуждение. Пробуждение началось под влиянием пиетизма в реформатских и пресвитерианских церквях. Джонатан Эдвардс (1703-1758) пастор конгрегационалистской церкви в штате Массачусетсе стал подчеркивать в своих проповедях необходимость осознания греха и Божьего прощения. Его знаменитая проповедь «Грешники в руках разгневанного Бога» приводила множество людей к сердечному раскаянию, к лучшему изменению образа жизни. Затем в Америку приехал известный проповедник-реформат того времени Джорж Уайтфильд, который был участником методистского пробуждения в Англии. Находясь под вдохновением британского возрождения и деятельности Весли, Уайтфильд проявил себя плодотворным проповедником. На всем своем пути он оставлял за собой тысячи новообращенных, а в дальнейшем на тех же местах возрождение вспыхнуло с новой силой. Пробуждение в реформатских церквях перекинулось затем в среду англикан и баптистов. Количество церквей росло так быстро, что им уже не хватало священников. 40 тыс. христиан и 150 новых церквей добавилось к американскому христианству (при населении всех штатов 300 тыс. человек). С этого момента создаются американские миссии, начинается миссионерское служение среди индейцев, строятся дома для сирот, библейские университеты.
Не все христиане Америки поддержали пробуждение. Служители старшего возраста выступали против рукоположения на служение людей, не имеющих богословского образования, они не признавали странствующих проповедников и негодовали, когда последние называли их необращенными. Так возник раскол в пресвитерианских церквях на «старые огни» и «новые огни». «Новые огни» поддержали пробуждение и выдачу разрешений на рукоположение необученным христианам, которые имеют особый духовный дар заботы о новых церквях. Эти разногласия послужили поводом Д. Эдвардсу к написанию книги «Божья ли эта работа?», которая является всесторонним разъяснением признаков рождения свыше обращенного человека.
Американская революция побудила колонистов взяться за оружие в борьбе за свободу своих штатов. Это поставило большую проблему перед многими церквями. Квакеры, меннониты, моравские братья были в сердце своем патриотами, но они остались верными своим пацифистским убеждениям. Конгрегационалисты, баптисты, лютеране, католики и пресвитериане поддержали революцию с оружием в руках; англикане выступили на стороне английской армии. После победы революции, несмотря на отказ от вооруженной борьбы вышеуказанных конфессий, принятая Конституция гарантировала всем полную свободу религиозного исповедания. В некоторых штатах за активную поддержку военных действий конгрегационалисты получили господствующее положение, но через 40 лет их преимущественные права были аннулированы.
Следующая часть: Это – НЕ христианство! (Ч.12)