Это – НЕ христианство! (Ч.20)
Евангелическое движение в России. Диктат православия; гонения евангельских христиан до 1917 года
Каковы были истоки евангелического движения в России?
Первая группа образовавшихся евангелических общин была на Кавказе. Среди русских колонистов на Кавказе были гонимые молокане. Суровые преследования со стороны православного духовенства и полиции были главной причиной их переезда на Кавказ. Они надеялись найти здесь религиозную свободу, которой не имели в других местах России. Молокане образовывали здесь большие деревни; они занимали целые кварталы в таких городах, как Владикавказ, Баку и Тифлис.
В Тифлисе проживал Мартин Кальвейт, мелкий ремесленник из прибалтийских немцев. В Прибалтике он вместе с женой уверовал во Христа и присоединился к местной общине баптистов. Брат Кальвейта служил на Кавказе и Мартин Карлович решил переселиться на Кавказ, чтобы говорить брату Евангелие. Здесь Кальвейт познакомился с Никитой Исаевичем Ворониным (1831-1905). Он был пресвитером молоканской общины в Тифлисе. Никита Исаевич был детокрещенцем и его глубоко волновали вопросы обращения, покаяния и крещения. Получив разъяснения, Воронин принял решение и 20 августа 1867г. в реке Куре, ночью Кальвейт крестил Никиту Исаевича полным погружением в воду. С этого события и ведет свое начало российское евангелическое движение. Через три года в Тифлисской общине баптистов было уже 78 душ. Среди крещенных Ворониным были Василий Клышников и Василий Павлов. Павлов В. Г. был отправлен за границу для получения богословского образования. В Гамбурге, основатель германского баптизма Иоганн Онкен, рукоположил Павлова на служение миссионера. Вернувшись в Тифлисскую общину, Павлов был избран пресвитером.
Вторая группа евангельских общин появилась на Украине. Со времен Екатерины II на юге проживали немцы – меннониты. У них работала много украинских и русских сезонных батраков, которых колонисты приглашали на свои «библейские часы». Таким образом, в домах братских меннонитов, многие украинцы и русские люди слышали живое свидетельство о Христе на родном языке. Обращенные получили название «штунда» - от немецкого «час». Так называли украинских евангелистов за регулярные собрания по изучению Библии. Возвращаясь после окончания полевых работ у немецких колонистов, в свои родные села и деревни, штундисты приносили «новую веру» односельчанам. Первым принял крещение в 1869г. Ефим Цимбал. В том же году Цимбал крестил Ивана Рябошапку, а в 1871г. Рябошапка крестил 49 душ. Штундисты подверглись самым жестоким гонениям в царской России.
* Известный евангелист Иван Рябошапка был обыкновенным кузнецом. После обращения ко Христу стал страстным проповедником Евангелия. Для защиты евангельской веры был приведен даже пред лицо императора Николая II. Благовестник подвергся аресту, ссылке; умер в Болгарии.
** Бывший эмигрант из России Филипп Рейсвиг принял в США адвентистское учение и решил возвратиться на свою родину, чтобы принести новые ростки. На свои деньги он закупил литературу и отправился назад в Россию. Прибыв в Крым, энтузиаст-старик стал проповедовать учение о субботе. Через 2 года около 30 человек приняли новую весть. Так в 1886 г. образовалась первая община христиан-адвентистов.
Третья группа евангельских общин имела своим основанием собрания в великосветских салонах Петербурга, где проповедовал английский аристократ лорд Рэдсток (1833-1913). На этих собраниях вскоре уверовал полковник Василий Александрович Пашков, который был очень богат: его дворец был украшен шедеврами искусства, он владел значительной собственностью на Урале и в Центральной России. После уверования сердце этого человека широко раскрылось для принятия любви Иисуса Христа. Бальный зал Пашкова, в котором танцевал весь свет Петербурга, теперь стал местом для изучения Библии и молитвенных богослужений. Вскоре полковник оставляет свою службу в армии и становится проповедником Евангелия, расточая свое имение на нужды бедных. Меблированные дешевые дома для рабочих артелей, различные дома для сирот, столовые для бедных были открыты благодаря его помощи. Он отдавал большие суммы денег на печатание Евангелий и для распространения Библии.
Усилия и проповедь самого Пашкова привели к покаянию многих людей, которые организовывались в евангельские общины; их стали называть «пашковцами». Император Александр II был близок и дружен со многими из них. На царе сказывалось благотворное влияние целого ряда лиц из его окружения, которые прошли через очистительное действие духовного пробуждения. Достоверно известно, что император готовил к Пасхе 1881 г. Манифест о свободе совести и веротерпимости, но наступило роковое 1 марта 1881 г. На набережной Екатеринского канала террористы – революционеры забросали гранатами царскую карету. Император Александр II был смертельно ранен и вскоре скончался. Теперь пашковцев и других стали считать опасной сектой, которая ослабляет православие, а так как Православная церковь как государственная была поддержкой престола, то ослабление ее являлось с этой точки зрения опасностью и для основ престола. Государь являлся главой церкви и был, таким образом, естественным ее защитником, а потому все, касающееся ее, касалось и его. На этом основании евангельские верующие рассматривались как противники существующего государственного строя и подвергались строгим ограничениям и гонениям.
В 1884 г. в С-Петербурге состоялся Съезд христиан различных направлений: молокан, баптистов, штундистов, меннонитов, духоборов, евангелистов.
Целью Съезда было: попытка объединиться если не в одном порядке богослужений, то хотя бы в самом основном – вероисповедном. Все делегаты Съезда были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость, а Пашкова и Корфа выслали за границу, где они и умерли в изгнании.
После немногих лет относительной свободы над Россией снова опускались сумерки ночи – и на этот раз от обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева (1827-1907). В течение четверти века Лампадоносцев (так называли его «за глаза») реял черным ангелом над инославными христианами.
Константин Петрович Победоносцев происходил из духовного сословия. Он с детства казался замкнутым и одиноким, имел привычку к упорному труду, страстно любил книги и был необычайно привязан к церкви. Он был убежден, что Россия не должна следовать примеру Европы. Самым естественным и правильным общественным строем для Российской империи он считал самодержавие, а главным инструментом внутреннего перерождения людей – Православную церковь. После смерти Александра II Победоносцев отправляет императору Александру III (1881-1894 гг. правления) страстное послание. «Вам достается Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, - пишет он, - жаждущая, чтобы ее повели твердой рукой. Час страшный, и время не терпит. Или теперь спасать Россию и себя, или никогда! Безумные злодеи, погубившие родителя Вашего, не удовлетворятся никакой уступкой и только рассвирепеют. Их можно унять, злое семя можно вырвать только железом и кровью…
Александр III согласился с мнением Победоносцева, дав обер-прокурору Св.Синода огромную власть.
В законе о религии ст.70 (р.1, гл.4) говорилось: «Одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать не принадлежащих к ней подданных к принятию ее учения о вере».
Далее Козлов пишет:
В наши дни многие церковники, внедряющие мысль, что в России всерьез можно говорить лишь об «исторической и первенствующей Православной церкви» придерживаются такого же убеждения. Они не примут правды, что Церковь – это и католики, и протестанты, и православные.
Далее Ст.73 (том 15, гл.2): «Виновный в возложении хулы на славимого в единосущей Троице Бога, на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, на Бесплотные Силы Небесные или на Святых Угодников Божиих; в поругании действием или в поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых мощей, Святых икон или других предметов, почитаемых Православною или иною христианскою церковью священными; в поношении Священного Писания или Церкви Православной и ее догматов или вообще веры христианской, - за сие богохуление или оскорбление святыни наказывается:
если оно учинено:
- при отправлении общественного богослужения или в церкви – срочной каторгой или ссылкой на поселение;
- в часовне или христианском молитвенном доме, или публично, или в распространенных произведениях печати, письма или изображений – ссылка на поселение;
- с целью произвести соблазн между присутствующими – заключением в исправительном доме на срок не свыше 3 лет или заключением в крепость на срок не свыше 3 лет».
Конечно, хулить и кощунствовать относительно религиозных чувств нехорошо. Это нравственно осуждалось всегда. Но как быть с такой ситуацией? Иной христианин вполне согласен со всеми пунктами Апостольского символа веры и по каждому из них он скажет «аминь» – «воистину так». Но вот во святые иконы, во святые мощи не верует, и непонятно ему, почему это ни один православный храм не освятят, если в покрывало на алтарном жертвеннике не будет зашита – частица мощей какого-либо «святого». И сколько бы он ни веровал в единого Спасителя Христа, сколько бы он ни доказывал, что зашитые таким образом частицы мощей – это чистой воды язычество, его уже ничто не спасет от срочной каторги. И если даже такой «нечестивец» выразил свое убеждение не во время богослужения, то этот несчастный все равно будет сидеть в исправительном доме «не свыше 3 лет». Жизнь показывала, что в местах лишения свободы с заключенными проводились душеспасительные беседы, и если «заблудший» оказывался строптивым и у него снова из уст вырывались какие-либо «хуления», то ему срок продлевали, чтобы ему было время подумать о своей «заблудшей» душе.
Вот, например, одно свидетельство подобного перевоспитания, изданное в С-Петербурге в 1886 г. В.Г. Чертковым. «За последние годы у нас в России по разным тюрьмам, дисциплинарным батальонам и сумасшедшим домам постоянно содержатся в строгом заключении люди, провинившиеся перед правительством в том, что их религиозные убеждения запрещают им всякое человекоубийство, и что они поэтому не могут по совести принимать участие в военной службе.
Если разбойник ради грабежа убьет человека, то никто не считает его сумасшедшим, поступок его не боятся предавать гласности и обращаются с ним самим как с человеком, совершившим то самое, что он совершил. Но если кто откажется от всякого убийства, а потому и от всякой службы, то в нем тотчас предполагают психическое расстройство и сажают его на испытание в дом умалишенных.
Более всего К.П. Победоносцев настоятельно рекомендовал чиновникам применять всеохватную ст.196, в которой говорилось: «Виновные в распространении существующих уже между отпадшими от Православной церкви ересей или расколов, так и в заведении каких-либо новых, повреждающих веру сект, подвергаются за сии преступления: лишению всех прав состояния и ссылке на поселение».
Незавидной была судьба и у детей инакомыслящих. Ст.120 гласила: «Родители, которые, быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере православной, если будут крестить их или приводить их к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого христианского исповедания, присуждаются за сие:
- к заключению в тюрьме на время от восьми месяцев до одного года четырех месяцев;
- дети отбираются на воспитание родственника православного исповедания, или, за неимением оных, назначенным для сего от правительства опекунам, также православной веры».
Когда пошли слухи о том, что насильно отбирают у молокан детей, мальчиков и девочек, и куда-то их увозят, - то долгое время никто не хотел верить подобным слухам и рассказам, - так они казались невероятными. Однако вскоре появились свидетельства родителей тех детей, которые были взяты полицией и куда-то увезены. Смущенные, подавленные, растерянные – они не знали, что делать, что предпринять. Смутно сознавая, что с ними сделали что-то глубоко беззаконное, они ходили к губернатору, архиерею, жандармскому полковнику, но нигде не могли добиться толку.
Только с большим трудом им удалось узнать, где находятся отобранные у них дети. Оказалось, что они размещены по разным мужским и женским монастырям. Долгое время никто не желал объяснять несчастным родителям, надолго ли заключены в монастыри их дети и будут ли они когда-нибудь возвращены им. Но вот являются православные служители и говорят убитым горем отцам и матерям: «Ваши дети до тех пор будут в монастырях, пока вы, их родители, не покаетесь и не отречетесь от молоканской ереси и не присоединитесь снова к лону Православной церкви. Вы губите своих детей, так как не крестите их и воспитываете в молоканском духе, а в монастырях их окрестят по православному обряду, и будут воспитывать согласно учению святой церкви.
В 1887 г. по распоряжению Св. Православного Синода создается Миссионерское общество. Теперь миссионерами стали называться люди не те, кто шел в необжитые места, где люди не слышали Евангелия. Нет, этому «обществу» ставилась иная задача. Православные миссионеры поистине сделали себя полицейскими агентами. В результате их доносов, докладов многие проповедники Евангелия были посажены в тюрьмы или высланы. Знаменитые Съезды православных миссионеров прославились такими постановлениями, как отбирать детей у упорствующих сектантов, а самих родителей лишать родительских прав; запрещение устраивать штундистам свои молитвенные дома; требование от правительства издать более жесткие законы против распространения сект и ересей. Этими решениями это Миссионерское общество расписалось в своем теологическом бессилии и в неспособности вести состязательные диспуты и беседы с представителями нового движения, по учению, которого следует признавать лишь то, что прямо и ясно указано в Библии. Эти миссионеры стали «иезуитами православия», вооружившись не Словом, а полицейскими мерами.
Многие образованные русские люди, видя попрание всех человеческих норм и религиозных свобод, не одобряли инквизиторских мер Св. Синода. Какими только эпитетами не называли они обер-прокурора Победоносцева – «черный папа», «российский Торквемада», «Кощей православия» и прочее. Но «Великий инквизитор» был неукротим – впереди был страшный 1894 год.
В 1894 г. выходит в свет Высочайше утвержденное Положение Комитета министров и циркуляр Министерства внутренних дел за № 24 о признании штунды особо вредною сектою. При этом произошло гонение на все евангельские общины. МВД отвергло различие вероучений и запретило баптистам именоваться баптистами – все стали ненавистной штундой.
Вот и нормативы Закона от 4 июля 1894 года:
- дети штундистов должны быть отчуждены от родителей и переданы православным попечителям;
- с этого времени штундистам запрещается проводить службы и открывать школы;
- паспорта и удостоверения личности должны иметь отметку об их принадлежности к этой секте. Любой работодатель, принявший на работу штундиста, должен быть подвергнут штрафу;
** (Многим, не принадлежавшим к штундистам, поставили в паспортную книжку отметку не «исповедание Евангельское», а с надписью «штундист». И куда только не жаловались евангельские христиане – везде чиновник отвечал: «Я убежден, что вы штундист и только; если вам не нравится – жалуйтесь на меня». Кому??)
- штундистам запрещается покупать и брать в аренду землю. Любой штундист, уличенный в чтении Библии или молитве вместе с другими, должен быть арестован и немедленно выслан в Сибирь; все проповедники должны быть приговорены к исправительным работам на рудниках Сибири;
- штундистов следует хоронить в стороне от освященной земли; для них запрещается проводить заупокойную службу;
- всем сектантам запрещается покидать места жительства. Они должны признаваться юридически недееспособными в ведении финансовых и торговых дел. (Чем не времена антихриста?)
Мы никогда не узнали бы о тех нечеловеческих страданиях, которые пришлось перенести тем, кто стоял у истоков русского евангелического движения, но, слава Богу, что сохранились архивы и книги той поры. Давайте прочтем их строки.
* «В ставропольском крае молящихся штундистов изгоняли из домов, где они собирались для богослужений, избивали кольями, выволакивали полуобнаженными на трескучий мороз. Жалобы властям, как правило, оставались без ответа; бесчинствующие почти никогда не наказывались, это поощряло их на новые бесчинства» (Дородницын. Южно-русский необаптизм. Ставрополь, 1903).
По ночам в окна сектантских домов сыпали груды камней, ломали двери, окна, врывались в хаты, разбирали печи, и, избив хозяев, безобразники уходили, оставляя объятых ужасом малых ребят и взрослых в стуже. И под таким страхом приходилось жить ежечасно и ежеминутно!
Наступала весна. Радетели – ревнители православия ловили на улице сектантов и палками загоняли по шею в пруд во время половодья, держа их там подолгу и всячески издеваясь над ними. Летом же женщин гоняли по колючему бурьяну, доколе ноги не покрывались потоками крови, насиловали безнаказанно женщин, насмерть забивали мужчин в холодных. Право, дух захватывает, когда вспоминаешь об этих ужасах, которые можно лишь сравнить с временами инквизиции и пыток». (Ясевич-Бородаевская В. Борьба за веру. СПб., 1912).
* «Если «еретик» умирал, то поп местного церковного прихода не давал разрешения на погребение умершего на православном кладбище, а устройство кладбищ для «еретиков» не разрешалось. Поэтому часто умерший оставался дома долгое время, а семейство его, понятно, переносило много неприятностей. Часто совершались погребения на еврейских кладбищах или на собственном дворе, или в огороде. Можно себе представить, какие страдания переносили «еретики» по причине этого преступного действия православных духовных. Затем, очень часто попы подстрекали своих прихожан к нападкам и избиениям «еретиков».
Преследуемые вовсе не были религиозными фанатиками. Они рассуждали здраво: «Родится у вас младенец, вы платите попу деньги за крещение, а мы сами читаем молитвы, нарекаем имя, и деньги остаются в кармане. За венчание, за похороны, за молебны вы платите попу деньги, а мы это делаем сами и без всяких расходов». Но «рожденные по плоти» не могли спокойно смотреть на «рожденных по духу» и потому убивали их «думая, что сим служат Богу».
Любили ли инославные христиане свою Россию? Да! Они родились, жили, радовались, страдали здесь – это их была земля, и их земная родина. Пусть нижеприведенное стихотворение будет ответом на этот вопрос. Ответом тех, кто перенес эти нечеловеческие мучения во имя Господа нашего (простим автору погрешности стиля).
«О, Россия! О, Россия, незабвенна наша мать.
Ты не должна сынов изгнанных забывать.
Мы твои сыны, хотя живем за кавказскими горами,
Но не были, не будем никогда тебе врагами.
О, Россия! Дорогая наша мать. Разве тем только мы тебя огорчили,
Что Иисуса Христа крепко полюбили…
Баптист Иг. Шарипов.»
Следующая часть: Это – НЕ христианство! (Ч.21)
Скриншот комментария:
Здравствуйте Назар.
«Я с вами по большей мере согласен , но зачем ви нормальних людей таких как кальвин в одну линию с четкими еретиками ставите, которие даже основние догми не признают?»
— Как может быть нормальным человеком убийца? Что Вы такое говорите!? Кальвин был обычным религиозным политиканом – типичным представителем блудницы великой. Как и тот же Мартин Лютер, Цвингли и прочие. Вот здесь я говорил о их делах: www.zastanom.net/istina/propoved-evangelija/278-jeto-ne-hristianstvo-ch-9
Или Вы считаете, что можно просто языком признавать библейские догмы и этого пред Богом достаточно?
«…нельзя отбрасивать людей которие формировали теологию , можна с ними не соглашаться , не принимать какието позиции но називать их лжецами итд , не кажеться ли вам что ви перегибаете мягко говоря...!»
— Нет Назар! Не кажется! Таких людей «отбрасывал» Сам Господь и последователям Своим велел их «отбрасывать»! Велел не соглашаться с ними! Не принимать их! Велел называть их лжецами, змиями, лицемерами, безумными и слепыми по делам их! Вот так велел поступать Господь с такими людьми как Кальвин!
«…почему ви не соглашаетесь с тем что ктото может бить обманут в какойто мере но бить братом?»
— Кто делает зло тот злодей! И не важно заблудший ли это брат или волк в овечьей шкуре. Господь сказал так: По плодам их узнаете их. Если заблудший или кто бы он ни был не желает признать и оставить своё заблуждение – он не может быть братом пока не покается! Да будет он тебе, как язычник и мытарь. Так написано.
«...я согласен даже что весьма сомнительно что такие мрачьние идиоти как люди которие пополу валяються и говарят на явно не географических язиках, или екуменисти которие идут на симбмоз религий ето явно по делах…»
— Значит это явно… а вот когда представитель блудливой религиозно-политичес кой звериной системы по имени Кальвин преследует, мучит и убивает – это не явно!?
А эти мрачные идиоты экуменисты идущие на симбиоз религий ведь могут же оказаться в конце концов братьями? Или Бог не силен из этого мрака возродить самую мерзкую душу? Апостол Павел, например, до своего возрождения был ничем не лучше Кальвина, но был спасён Богом. Так как же теперь быть Назар? Ведь любого самого закоренелого негодяя Господь может оживить? Значит никого нельзя называть лжецом и негодяем по плодам его? Так получается?
«…но есть тонкий обман и я думаю что каждий из нас проходил а может и дольшее время заблуждаеться , я бил в похожей церкви 8 лет а спасся воопще в православной церкви»
— А разве где-то Господь оправдывает тонкообманутого? Каждый человек от рождения обманут настолько тонко, что даже и слышать не желает об этом обмане. А по поводу спасения в православном блудилище скажу так… Господь может спасти человека даже буквально в выгребной помойной яме. Но вот если человек тот будет всем рассказывать о том, что не яма то была вонючая, а райские сады спасительные, то он глупец и стыд ему! Кровь его на голове его и срам его ещё с ним! Не спас его Бог!
«и с андрюхой думаю зря ви так , етот вопрос может обернуться и против вас , врятли андрюша такой мрачьний тип что ни каким образом не хотел общего язика с вами искать...!?»
— Назар, напомните мне пожалуйста, о каком Андрюхе идёт речь? И какой вопрос может обернуться против нас? Я просто не понимаю о чём идёт речь?
Скриншот ответа:
«@zastanom по перше зло і гріх різні речі»
— Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. (1Иоан.3:4)
«а по друге Христос їв з митниками і грішниками»
— Как же Вы тогда вот эту дилемму решаете: «с таким даже и не есть вместе.» (1Кор.5:11)? Христос, по Вашим словам, ел, а Павел запрещал!? Это как? Павел противоречил Христу? А не Вы ли сейчас противоречите и Христу, и Павлу!
«по третє коли Він каже соломинку в оці брата бачиш а в оці своєму колоди не бачеш»
— Получается Христос и Павел не видели в своём глазу бревна? Назар, у Вас явно каша в голове!
«то хіба Він не сів би за стіл з братом який має соломинку а не колоду , я думаю що сів би»
— То есть убийца Кальвин – это брат с соломинкой в глазу по-Вашему, с которым сел бы за стол Христос…!? Понятно. Вы не в того Христа уверовали Назар. Не то благовестие приняли. И не тем Духом Вы водитесь. Потому и каша такая в голове несуразная.
«…тому як написано якщо люди не засудили то і Я не засуджу як він сказав прастітутці і людям які ходили з своїми гріхами і не знали чи прастітутка роскаялась в той момент як Христос говорив ці слова»
— Странно, почему тогда Павел изгонял проституток и проститутов предавая их сатане? Наверное, вредил делу Божьему просто…
«в тому є баланс старік як бачиш тому не ризикуй бо за далеко можеш зайти , я підтримую тебе доречі але ти є грішник і мені здається ти цей баланс втратив...!»
— Как можно поддерживать того, который полностью противится твоему мышлению? А я вот Вас Назар абсолютно не поддерживаю!
RSS лента комментариев этой записи